Экономика Лаоса в основном сельскохозяйственная и с конца 20-го века остается сильно зависимой от иностранной помощи и инвестиций. В начале 21 века сектор сельского хозяйства производил почти половину валового внутреннего продукта (ВВП) страны и обеспечивал занятость примерно 75% населения. Подавляющее большинство фермеров Лаоса занимаются выращиванием риса.
Фермеры низин обычно засаживают орошаемые рисовые поля, а жители горных районов возделывают дождевые болота. Частые наводнения и засухи вызывают значительные ежегодные колебания урожайности сельскохозяйственных культур. В годы с "нормальными" урожаями Лаос является самодостаточным в производстве риса.
Основные культуры, кроме риса, включают картофель, сахарный тростник, кукурузу, различные овощи и фрукты. Кофе выращивается в основном на плато Боловенс и является единственной культурой, производимой на экспорт в значительных объемах.
Примерно 40% территории Лаоса покрыты лесами, и лесные ресурсы страны обеспечивают несколько важных отраслей деревообработки. Рыболовство особенно важно для жителей низменностей. К основным прудовым рыбам относятся тилапия и различные виды карпа. Все большее значение приобретает разведение крупного рогатого скота, особенно свиней, крупного рогатого скота, буйволов и кур.
Природные ресурсы Лаоса
В Лаосе имеются значительные запасы полезных ископаемых. Олово добывалось здесь с колониальных времен и оставалось главным ресурсом; гипс стал важным с последних десятилетий 20-го века. Добыча золота значительно расширилась в начале 21-го века, с существенными иностранными инвестициями. Иностранные компании также работали на месторождениях гранита и известняка. Другие полезные ископаемые, добываемые в значительных количествах, включают медь и драгоценные металлы и камни. Лаос богат железом и свинцом.
Хотя в Лаосе добывается много угля, страна получает почти всю свою энергию из гидроэлектростанций. Плотины на реке Нгум к северу от Вьентьяна обеспечивают основную часть внутренних энергетических потребностей. Электричество также является одним из самых ценных экспортных товаров Лаоса. Ряд других плотин, например на реке Теун в Центральном Лаосе, производят электроэнергию главным образом для экспорта в соседние страны, особенно в Таиланд.
Производство в Лаосе
Помимо производства энергии и добычи полезных ископаемых, основными производственными видами деятельности страны являются пищевая промышленность, деревообработка, производство строительных материалов (например, гвоздей и кирпича) и производство различных легких потребительских товаров (в первую очередь пластмассовых изделий, а также моющих средств). Производство одежды, в основном на экспорт, быстро расширяется. Ремесленные изделия также являются важной составляющей производственного сектора Лаоса.
Финансы Лаоса
Центральный банк, Banque de la RDP Lao, выпускает национальную валюту Лаосский Кип, регулирует и контролирует коммерческие и региональные банки, поддерживает валютные резервы, лицензирует финансовые услуги и управляет денежно-кредитной системой. Ряд коммерческих банков поощряют частные инвестиции. Официально поощряются иностранные инвестиции и совместные предприятия с иностранными компаниями.
Торговля в Лаосе
Лаос является членом торговой организации Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с 1997 года и с 2004 года имеет нормальные торговые отношения с Соединенными Штатами. Основными экспортными товарами Лаоса являются одежда, электроэнергия, древесина и другие лесные продукты, кофе, различные металлы и минералы. Основные виды импорта включают продовольствие, строительное и электротехническое оборудование, материалы для швейной промышленности, машиностроение и минеральное топливо.
Основными торговыми партнерами страны являются Таиланд, Китай и Вьетнам. В меньшей степени Лаос участвует в торговле с Японией, Южной Кореей и Германией. Импорт неизменно превышал экспорт в стоимостном выражении, оставляя значительный дефицит торгового баланса; этот разрыв обычно заполнялся иностранной помощью.
Услуги в Лаосе
Сектор услуг в Лаосе, включая торговлю, составляет примерно четверть ВВП. С конца 1990-х годов правительство активно поощряет туризм, который становится важным вкладчиком в экономику страны. Большинство туристов в Лаос приезжают из Таиланда и Вьетнама. Чуть меньше туристов приезжают из Соединенных Штатов, Китая, Франции, Соединенного Королевства и Японии.
Транспорт в Лаосе
Реки и дороги являются основными путями сообщения, дополняемыми воздушным транспортом. Река Меконг является главной торговой артерией между Севером и Югом. Однако его судоходство для международных перевозок затруднено водопадом Кхоне, серией взаимосвязанных водопадов и водопадов, охватывающих дальнюю южную границу Лаоса с Камбоджей, и более мелкими водопадами между Вьентьяном и граница с Китаем.
Большинство оставшихся участков Меконга судоходны, по крайней мере, в течение части года. Большие баржи курсируют по более глубоким участкам рек между городами, но большая часть водного транспорта осуществляется на небольших судах. Мосты через Меконг во Вьентьяне и около Саваннакхета значительно улучшили транспортное сообщение между Лаосом и Таиландом. Однако многие деревни страны остаются недоступными для автотранспорта.
Аэропорты Лаоса
Список аэропортов Лаоса: Аттапеу (Attapeu International Airport), Боун Нена (Boun Neua Airport), Вьентьян Ваттай, Ксиенг Кхауанге (Xieng Khouang Airport), Луанг-Намтха (Luang Namtha Airport), Луангпрабанг (Luang Prabang Airport), Паксе (Pakse Airport), Саваннакхет (Savannakhet Airport), Сэм Нена (Sam Neua Nathong Airport), Удомсай (Oudomxay Airport) и Хауэисей (Houeisay Airport).
Международный аэропорт Ваттай во Вьентьяне является главным аэропортом и домом для Lao Airlines, коммерческого перевозчика страны. Небольшие международные аэропорты расположены в Луангпхрабанге и провинции Чампассак. Несколько региональных аэропортов предлагают внутренние рейсы.
Что ещё посмотреть: